Цифровизация плотно вошла в нашу жизнь. Она, как вода заполняет все плоскости и сферы нашей жизни, которые находятся ниже ее по уровню развития.
В этом году уголовное право станет еще более виртуальным, потому что уже 4 месяца в Уголовно-процессуальном кодексе РФ действует новая статья 189.1 – «Особенности проведения допроса, очной ставки, опознания путем использования систем видео-конференц-связи».
В арбитражных судах стороны давно могут участвовать в судебных заседаниях по видео. Но по уголовным делам еще недавно такой формат производства казался сказкой.
Поздравляю нас всех – сказка стала былью! И я даже не знаю, стоит ли брать свои поздравления в кавычки.
Человеческий фактор всегда играл и играет большую роль в уголовном судопроизводстве. И когда перед следователем сидит живой человек, то межличностное взаимодействие накладывает некоторый отпечаток на общение и проведение следственных действий. А когда перед следователем монитор с изображением человека, не скажется ли это на принимаемых решениях?
В арбитраже – не сказывается. Но арбитраж и уголовка являются невероятно разными по сути, по внутреннему наполнению, по отношению к доказательствам, по уровню беспристрастности некоторых судей. Очень хочется всё это сравнить, но в публичном пространстве не вижу в данном сравнении никакой пользы на сегодняшний день.
Очень радует, что при проведении следственных действий по конференц-связи обязательно записывать всё на видео. С одной стороны, можно будет изобличить недобросовестного свидетеля или обвиняемого, если потом в суде он откажется от данных на следствии показаний…
С другой стороны, может быть снижена опасность незаконных методов допроса, так как под видео совершать преступления никто не захочет, ведь материалы видеозаписи приобщаются к протоколу следственного действия (ч. 4 ст. 189.1 УПК РФ).
Отсутствие видео адвокаты смогут трактовать в качестве весомого довода для признания протокола допроса, очной ставки или опознания недопустимым доказательством.
Интересно, что в протоколе такого следственного действия нужно указывать два времени: первое - по месту нахождения следователя, второе - по месту нахождения допрашиваемого, чтобы потом не было путаницы (ч. 3 ст. 189.1 УПК РФ).
Например, изучает адвокат дело и видит, что оно было возбуждено в Иркутске в 20.00, а задержание подозреваемого с составлением протокола в порядке ст. 91 УПК РФ проведено в Москве в 17.00, то есть якобы за 3 часа до возбуждения, что влекло бы в этом случае обязанность следователя немедленно освободить подозреваемого. Однако, нужно вспомнить про разницу во времени между Иркутском и Москвой и тогда всё встает на свои места, так как 17.00 по Москве – это 22.00 по Иркутскому времени. И вот мы уже видим, что задержание проведено без нарушений.
Однажды, я не учел этого и чуть не подал соответствующую жалобу. Слава Богу, что мой коллега обратил на это внимание, и я вовремя отказался от подачи ошибочной жалобы.
Но есть и случаи, когда запрещено проводить следственные действия по видео-конференц-связи – если имеется опасность разглашения государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны либо данных о лице, в отношении которого приняты меры безопасности (ч. 8 ст. 189.1 УПК РФ).
Не исключаю, что вскоре такие онлайн-допросы можно будет проводить и по международным запросам, если допрашиваемое лицо находится в другом государстве.
Чем полезно такое нововведение для стороны защиты?
Тем, что адвокат может проводить аналогичные действия онлайн. Сейчас защитник вправе опрашивать лиц, обладающих информацией об обстоятельствах уголовного дела. Оформляется всё это актом опроса в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 6 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ» и ч. 2, п. 2 ч. 3 ст. 86 УПК РФ.
Поэтому если адвокат находится в Москве, а опрашиваемый во Владивостоке, то можно обратиться к коллеге-адвокату в последнем городе и попросить поучаствовать в таком онлайн опросе и удостоверить правильность составленного акта.
Конечно, всё это и раньше можно было делать с помощью нотариусов либо самому слетать в Приморский край, но с рассматриваемой поправкой в УПК РФ всё становится немного легче, на мой взгляд.
В этой связи необходимо объединяться с коллегами из разных регионов, чтобы товарищеская взаимопомощь, а соответственно и качество оказываемой адвокатами юридической помощи доверителям росло с каждым днем.